Обучение через предпринимательство и сетевое взаимодействие на территории села с субъектами бизнеса.
Реализация проекта «Обучение через предпринимательство» в МОУ СОШ имени А.В.Каляпина началась в 2010-2011 учебном году. Проект рассчитан на два года.
Главная цель проекта адаптировать учащихся к реальной жизни, учить применять знания, полученные на уроках в практической деятельности.
Обучение через предпринимательство осуществляется по трем направлениям
- изучение предпринимательства в сфере производства;
- изучение предпринимательства в сфере оказания услуг.
- получение теоретических знаний по предпринимательству на уроках «Основы предпринимательской деятельности» в 9-11 классах.
Проект «Обучение через предпринимательство» охватывает учащиеся 1-11-х классов (104 человека)
Менторами проекта являются: Самкова А.Г. (ИП «Самкова»), Одинцова Т.А. (ИП Одинцова), трулова Т.Н. (ООО «Луч»), Бодин С.Н. (ООО «Сердобский кондитер»), Шарымов С.А. (КФХ Шмыров).
Предпринимательство в сфере производства.
В 2011-2012 учебном году сформировалась рабочая группа в составе 10 учащихся 9-х классов. Учащиеся начали работу над проектом «Изучение организации производства на предприятии «Сердобский кондитер»( 1год обучения). Ментором проекта стал Бодин С.Н. руководитель ООО «Сердобский кондитер» - филиал кондитерского комбината «Агеевский». Отвественным за работу с учащимися руководитель ООО назначил главного бухгалтера Щетинину Т.А.
Сотрудничество с ментором и обучение осуществлялось по следующим направлениям
1. встречи за круглым столом, на семинарах-практикумах с сотрудниками предприятия с целью изучения истории предприятия, структуры предприятия, географии реализации готовой продукции;
2. экскурсии на ООО «Сердобский кондитер» с целью знакомства с технологией производства и реализуемой продукцией. В экскурсии приняло участие 20 учащихся, таким образом количество участников проекта расширилось.
Совместно с ментором был проведен конкурс на лучший дизайн фантика и лучшее название конфеты «Создай свой бренд». В конкурсе приняли участие учащиеся 7-10 классов, в количестве 42 человек. Победителями стали 4 человека, которые получили грамоты и «сладкие» призы от ментора. Члены жюри конкурса были сотрудники ООО «Сердобский кондитер»: Мишутина Г.П. – зав. лабораторией, Топорищева Н.В. – мастер производства, Храмов В.Н. – главный механик.
В рамках недели профориентации школьников, учащиеся проекта приняли участие в школьном конкурсе защиты профессии, где представляли профессию кондитера.
В январе 2012 года проект «Изучение организации производства на предприятии «Сердобский кондитер» (1 год обучения) представлялся на районном конкурсе проектов «Обучение через предпринимательство».
В итоге в работе над проектом приняло участие 20 человек.
В результате четыре учащихся 9-х классов решили по окончании 9 класса получить профессию повара в Сердобском многопрофильном техникуме, 2 человека поступить в Пензенский колледж отраслевых технологий.
Учащиеся 7 б класса в количестве 15 человек работают над проектом «Перспективы развития сельскохозяйственного предприятия в селе Пригородное». Ментором проекта является КФХ Шмыров С.А. В результате сотрудничества с ментором, учащиеся изучили материально-техническую базу КФХ, познакомились с выращиваемыми сельскохозяйственными культурами, технологиями их производства. Были организованы экскурсии на предприятие, состоялись обучающие семинары. Учащиеся защищали проект «Перспективы развития сельскохозяйственного предприятия в селе Пригородное» на конференции «Обучение через предпринимательство» в рамках школьной недели предпринимательства. В результате первого года работы над проектом учащиеся приобрели навыки работы в команде, коммуникативные навыки.
Предпринимательство в сфере оказания услуг.
В 2010-2011 учебном году учащиеся 11-х классов в количестве 16 человек работали над проектом «Создание предприятия в сфере услуг «Наше кино». Ментором проекта стал индивидуальный предприниматель Нижельский Е.А. Учащиеся 1 класса в количестве 24 человек работали над проектом «Изучение ассортимента товаров магазина «Самкова». Ментором данного проекта стала индивидуальный предприниматель Самкова . Учащиеся 6 а класса в количестве 15 человек работали над проектом «Изучение создания предприятия в сфере продажи продовольственных товаров». Ментором проекта является предприниматель Трулова Т.Н. (ООО «Луч»).
Работая над проектами менторами были проведены экскурсии, прошли встречи за круглым столом, на которых учащиеся получили информацию о истории создания предприятий, о этапах организации своего дела.
В 2010-2011 учебном году стартовал проект «Предпринимательская деятельность в сфере оказания парикмахерских услуг». Проект первого года обучения «Создание Web-cайта парикмахерской “Ноктюрн», в котором приняло участие 15 учащихся 8 класса. Ментором проекта выступила индивидуальный предприниматель Одинцова Т.А. В первый год обучения были поставлены следующие задачи: собрать информацию о деятельности индивидуального предпринимателя; исследовать правовую составляющую в организации деятельности индивидуального предпринимателя; разработать содержание и дизайн Web-сайта парикмахерской «Ноктюрн».
Учащиеся проекта посетили парикмахерскую «Ноктюрн», где Одинцова Т.А. показала мастер-класс, познакомила с документами, необходимыми для открытия парикмахерской. В процессе дальнейшего сотрудничества с ментором прошли семинары, на которых учащиеся изучали правовую базу предпринимательской деятельности, учились составлять бизнес-план. В результате работы над проектом учащиеся не только получили практические навыки, но и научились работать в команде, получили навыки выступления перед широкой аудиторией.
В 2011 году проект «Создание Web-сайта парикмахерской «Ноктюрн» занял второе место в районном конкурсе проектов «Обучение через предпринимательство». Учащимися был создан сайт парикмахерской «Ноктюрн», в котором не только отражена информация о парикмахерской, но имеются постоянно обновляющиеся рубрики «Советы профессионала», «Уголок потребителя». Сайт постоянно обновляется участниками проекта.
В 2011-2012 учебном году продолжилась работа над проектом «Предпринимательская деятельность в сфере оказания парикмахерских услуг». Во второй год обучения расширился круг учащихся, участвующих в проекте. Их количество увеличилось до 19 человек (учащиеся 8-9-х классов). Были организованы круглый стол «Правовая основа бизнеса в сфере оказания бытовых услуг», конференция «Роль бизнес-инкубатора в развитии малого бизнеса» с участием специалистов Сердобского бизнес-инкубатора. Проведены обучающие семинары «Защита прав потребителей в сфере оказания парикмахерских услуг», «Налогообложение в сфере малого бизнеса. Выбор лучшего способа налогообложения для парикмахерской».
В результате работы над проектом учащиеся получили практические навыки, которые смогли применить на практике. Бизнес-проект «Оказание мобильных парикмахерских услуг», разработанный учащимися успешно прошел заочный отборочный тур районного конкурса бизнес-проектов и удостоен диплома участника очного районного конкурса «Лучший бизнес-проект».
Четыре участницы проекта заинтересовались предпринимательством в сфере парикмахерских услуг и решили после окончания 9-ти классов получить профессию парикмахера в Пензенском техникуме сферы быта и услуг.